Требования к оформлению выпускной квалификационной работы бакалавра

 

1 Нормативные документы
Настоящие указания разработаны в соответствии со следующими документами:
•Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.,
•Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования,
•Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской
Федерации (утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 25.03.2003 г. № 1155),
•Уставом Пензенского государственного университета,
•Стандартом университета СТУ 151.1.44-2004 «Итоговая государственная аттестация. Общие положения»,
•Стандартом университета СТО ПГУ 1.05—2014 «Выпускная квалификационная работа».
2 Сокращения
В настоящих рекомендациях используются следующие сокращения:
•ФГОС ВПО – федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования,
•ГОС ВПО – государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования,
•ВКР – выпускная квалификационная работа,
•ГАК- государственная аттестационная комиссия,
•ГЭК – государственная экзаменационная комиссия, 
•ГИА - государственная итоговая аттестация,
•ОПОП – основная профессиональная образовательная программа.
 
Введение
Данные методические указания написаны в целях оказания помощи студентам, обучающимся
по  направлению подготовки 050100 Педагогическое образование, профиль подготовки – физическая
культура в подготовке
выпускной квалификационной работы бакалавра, и успешной их защите на государственной итоговой
аттестация(ГИА).
Выпускная квалификационная работа (ВКР) бакалавра является заключительным исследованием выпускника
института, на основе которого Государственная аттестационная комиссия (ГАК) выносит решение о
присуждении степени в соответствии с уровнем образования.
Выполнение выпускной квалификационной работы является обязательным видом государственной итоговой
аттестации выпускников высших учебных заведений на соответствующем уровне образования. 
Выпускная квалификационная работа бакалавра, призвана продемонстрировать владение теоретическими
основами, способность к пониманию, анализу и синтезу научной информации, критическому использованию
методов ее обработки.
Основными целями ВКР являются:
- систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и
применение этих знаний при решении конкретных задач;
- развитие навыков ведения самостоятельной работы, овладение методикой исследования и
экспериментирования
при решении разрабатываемых в работе вопросов;
- приобретение опыта обработки, анализа, систематизации результатов теоретических и экспериментальных исследований, оценка их практической значимости и возможности применения в области профессиональной деятельности выпускника;
- выявление степени сформированности общекультурных и профессиональных компетенций выпускника,
определяющих его подготовленность к решению профессиональных задач, установленных ФГОС ВПО;
- выяснение подготовленности студентов к самостоятельной работе в современных условиях.
Выпускная квалификационная работа бакалавра представляет собой самостоятельно выполненную обучающимся письменную работу, содержащую решение задачи либо результаты анализа проблемы, имеющей значение для соответствующей области профессиональной деятельности, является завершающим этапом освоения программы подготовки бакалавра и представляется в форме бакалаврской работы.
На качество работы особо влияет выбор и обоснование собственного решения на основе научных исследований
и обобщения передового опыта. Наиболее полно эти требования и возможности могут быть реализованы
при выполнении ВКР и использовании фактического материала, собранного во время преддипломной практики.
Выполнение выпускной квалификационной работы бакалавра включает следующие этапы:
- ознакомление с общими требованиями, предъявляемыми к ВКР;
- выбор и закрепление темы работы;
- составление индивидуального задания и согласование его с руководителем;
- подбор и изучение литературных данных по выбранной теме работы;
- сбор и анализ практического материала, педагогический эксперимент;
- написание и оформление ВКР;
- защита ВКР. 
В настоящих указаниях рассмотрены в сжатой форме все обозначенные выше этапы подготовки выпускной квалификационной работы и порядок ее защиты на ГИА.
В приложениях показаны формы заполнения документов, необходимых для работы. 
 
 
1.Требования, предъявляемые к выпускной квалификационной работе бакалавра
1.1Общие требования
Выпускная квалификационная работа бакалавра представляет собой самостоятельное законченное
исследование на заданную (выбранную) тему, написанное студентом под руководством руководителя, свидетельствующее об умении выпускника работать с литературой, обобщать и анализировать
фактический материал, используя теоретические знания и практические навыки, полученные при освоении профессиональной образовательной программы. 
Бакалаврская работа выполняется на базе теоретических знаний, практических умений, навыков и опыта
деятельности, приобретенных студентом в период освоения образовательной программы.
Выпускная квалификационная работа бакалавра может основываться на обобщении выполненных студентом
курсовых работ, а также выполняться по материалам, собранным им лично в ходе исследований в период преддипломной практики. 
ВКР бакалавра характеризует уровень освоения выпускником методов научного анализа сложных социальных
явлений, умение делать теоретические обобщения и практические выводы, обоснованные предложения и
рекомендации по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в изучаемой области.
Выпускная квалификационная работа бакалавра должна:
•носить творческий характер с использованием актуальных статистических данных и действующих нормативных правовых актов;
•отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала, доказательности и достоверности фактов;
•отражать умения обучаемого пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и
систематизации информации, способности работать с нормативно-правовыми актами;
•содержать некоторые самостоятельные выводы и рекомендации
Работа должна быть правильно оформлена (четкая структура, завершенность, правильное оформление библиографических ссылок, списка использованных источников и нормативно-правовых актов, аккуратность исполнения).
Выпускная квалификационная работа бакалавра оформляется в виде текста с приложением графиков,
таблиц, чертежей, карт, схем и других материалов, иллюстрирующих содержание работы.
Оформленная работа должна быть сброшюрована.
Содержание бакалаврской работы должно учитывать требования ФГОС ВПО к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ бакалавриата и, как правило, включать в себя:
•анализ предметной области, постановку цели и формулировку задач исследования, выполненные на основе
обзора научной и специальной литературы, а также обобщения опыта специалистов-практиков; 
•теоретическую и/или экспериментальную части, включающие описание методов, методик и средств
исследований, процесса получения результатов, а также основного содержания  выполненной автором работы;
•анализ полученных результатов, выводы и рекомендации к использованию в профессиональной
деятельности; 
•список использованных источников;
•возможные приложения.
Работа должна сочетать теоретическое освещение вопросов темы с анализом практики, демонстрировать
общую культуру обучающегося.
В соответствии с целями и задачами выпускная квалификационная работа не должна быть пересказом
изученного материала или простой компиляцией (компиляция - несамостоятельное произведение,
составленное путем заимствований, без собственных наблюдений и выводов), составленной из фрагментов используемых статей и книг. 
ВКР не является собственной интерпретацией проблемы, напоминающей школьное сочинение на свободную
ему по литературе или публицистическую статью, так как выпускная квалификационная работа всегда
основывается либо на научной проблеме, либо на учебной и опирается на источники и вторичную научную
литературу. 
Выпускная квалификационная работа бакалавра должна представлять собой целостную, однородную и
завершенную студенческую научную работу, в которой должны быть четко сформулированы проблема и исследовательские вопросы, обоснована их актуальность, изложены степень изученности проблемы и
состояние ее исследования.
Выпускная квалификационная работа должна быть написана с соблюдением общих норм литературного
языка,правил грамматики и с учетом особенностей научной речи - точности и однозначности,
терминологии и стиля. 
Выполнение ВКР и ее защита на ГИА служит проверкой подготовки выпускника к самостоятельной
практической деятельности по избранной специальности, его способности самостоятельно
анализировать нормативные документы. 
Во всех случаях заимствования материалов статистики и других авторов требуется делать ссылки на
источники их опубликования с указанием наименования труда, издательства, места и года издания,
страницы. 
Выпускная квалификационная работа без ссылок на источники заимствованного материала к защите
не допускается.
Рекомендуется использовать работы иностранных авторов по выбранной теме.
Бакалаврская работа выполняется в завершающий период обучения.
Тематика работ должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию.
Темы выпускных квалификационных работ определяется учебным заведением по представлению
выпускающей кафедры. 
Утвержденный список тем ВКР по каждой дисциплине учебного плана представляется к началу учебного
года и располагается на информационном стенде для студентов. 
Закрепление за студентом темы выпускной работы осуществляется по его личному заявлению,
подаваемому заведующему кафедрой, на которой она будет выполняться. Форма заявления приведена
в приложении А.
Руководителя студент выбирает самостоятельно, а также исходя из темы работы и специализации
преподавателя. Если же студент затрудняется в выборе научного руководителя, то его ему назначает
заведующий выпускающей кафедры, который при необходимости может назначить консультанта по
вопросам бакалаврской работы (например, на стыке наук преподавателя (специалиста) в смежной области).
Также в обязанность заведующего кафедрой входит назначение нормоконтролёра.
Заявления студентов обсуждаются на заседании кафедр. Решение кафедры оформляется приказом
ректора о закреплении тем и назначении руководителей выпускных квалификационных работ.
Формулировка темы ВКР, утвержденная приказом ректора, изменению, как правило, не подлежит 
Если в ходе выполнения ВКР возникла объективная необходимость уточнить формулировку темы
или (в исключительных случаях) изменить ее, то это также оформляется приказом ректора.
Необходимость изменения утвержденной темы ВКР инициируется руководителем, рассматривается
на заседании выпускающей кафедры и оформляется приказом ректора до начала работы ГАК. 
Выпускная квалификационная работа бакалавра должна отвечать квалификационным требованиям
по содержанию и оформлению.
Объем бакалаврской работы 40—50 страниц печатного текста без учета приложений. 
Оформление работы должно соответствовать требованиям, изложенным в соответствующих разделах
настоящих методических указаниях. 
1.2  Научная новизна выпускной квалификационной работы бакалавра
Бакалаврская работа должна быть выдержана в научном стиле, который обладает некоторыми
характерными особенностями.
Научные положения ВКР могут быть новыми или частично новыми, а также в работе может содержаться
лишь новая совокупность известных положений.
К элементам новизны, которые могут быть представлены в ВКР бакалавра, относятся следующие:
•новый объект исследования (т.е. задача, поставленная в выпускной квалификационной работе,
рассматривается впервые); 
•новая постановка известных проблем или новый метод решения; 
•новое применение известного решения или метода; 
•новые следствия из известной теории в новых условиях; 
•новые результаты эксперимента, их следствия; 
•новые или усовершенствованные критерии, показатели и их обоснование;
Главный принцип формулирования научной новизны – не декларировать о внесении чего-то нового
(классификации, принципов, тенденций и т.д.), а показать, что нового внесено в классификацию,
какие новые принципы и тенденции выявлены и т.д.
1.3 Стиль изложения научных материалов
Прежде всего, научному стилю характерно использование конструкций исключающих употребление
местоимений первого лица единственного и множественного числа, местоимений второго лица
единственного числа. В данном случае предполагается использовать неопределенно-личные п
редложения (например, «Сначала производят отбор факторов для анализа, а затем устанавливают
их влияние на показатель»); формы изложения от третьего лица (например, «Автор полагает...»);
предложения со страдательным залогом (например, «Разработан комплексный подход к исследованию...»).
Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых исключается
местоимение «мы»; фразы строятся с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем». В отдельных
случаях можно использовать выражение «На наш взгляд...», «По нашему мнению...», но обычно
рекомендуется ту же мысль выразить в безличной форме: «на основе анализа результатов проведенного
исследования можно утверждать...» Имеются слова и выражения, которые вообще не следует
спользовать в научном тексте, например: «очевидно», «общеизвестно», «само собой разумеется»,
«естественно». Очевидным и общеизвестным положениям не место в научной работе, а ссылки на
естественный ход вещей искажают научное восприятие проблемы. Не следует также употреблять
местоимения «что-то», «кое-что», «что-нибудь» в силу их неопределенности. 
Важным требованием, предъявляемым к любой научной работе, является однозначность, строгость,
четкость применяемой терминологии. 
В научном тексте нельзя использовать разговорно-просторечную лексику. Необходимо применять
терминологические названия. 
Вместе с тем, в литературе многие термины трактуются иногда неоднозначно. Поэтому при написании
работы студент-выпускник должен следить за тем смыслом, который он вкладывает в применяемые
термины. 
Если есть сомнения в стилистической окраске слова, лучше обратиться к словарю 
Важнейшим средством выражения смысловой законченности, целостности и связности научного текста
является использование специальных слов и словосочетаний. Подобные слова позволяют отразить
следующее:
•последовательность изложения мыслей (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак); 
•переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к, обратимся к, рассмотрим, остановимся на,
рассмотрев, перейдем к, необходимо остановиться на, необходимо рассмотреть); 
•противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее);
•причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим,
вследствие этого, отсюда следует, что);
•различную степень уверенности и источник сообщения (конечно, разумеется, действительно, видимо,
надо полагать, возможно, вероятно, по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным); 
•итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод,
резюмируя сказанное, отметим).
Для выражения логической последовательности используют сложные союзы: благодаря тому что, между
тем как, так как, вместо того чтобы, ввиду того что, оттого что, вследствие того что, после того как,
в то время как и др. Особенно употребительны производные предлоги в течение, в соответствии с,
в результате, в отличие от, наряду с, в связи с, вследствие и т.п.
В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные,
этот, такой, названные, указанные, перечисленные).
Для выражения логических связей между частями научного текста используются следующие устойчивые
сочетания: приведем результаты, как показал анализ, на основании полученных данных.
С целью образования превосходной степени прилагательных чаще всего используются слова наиболее,
наименее. Не употребляется сравнительная степень прилагательного с приставкой по-
(например, повыше, побыстрее).
Особенностью научного стиля является констатация признаков, присущих определяемому слову. Так,
прилагательное следующие, синонимичное местоимению такие, подчеркивает последовательность
перечисления особенностей и признаков (например, «Рассмотрим следующие факторы, влияющие
на формирование рынка труда»).
Сокращение слов в тексте не допускается (за исключением общепринятых).
В тексте используются только арабские цифры.
При записи десятичных дробей целая часть числа от дробной должна отделяться запятой
(например: 15,6 тыс. руб., 17,2%).
Изложение материала в бакалаврской работе должно быть последовательным и логичным. Все разделы
должны быть связаны между собой. Следует обращать особое внимание на логические переходы от
одного раздела к другому, от подраздела к подразделу, а внутри подраздела – от вопроса к вопросу.
Внутри текста работы не допускается использование фамилий без инициалов. Инициалы всегда (кроме
списка использованной литературы) должны стоять перед фамилией через пробел (например, И.И. Иванов).
В процессе написания ВКР полезно использовать словарь синонимов русского языка, когда возникает
необходимость заменить то или иное слово, чтобы не повторять его несколько раз в предложении.
При написании текста следует следить за тем, чтобы в ходе изложения не терялась основная мысль
работы.
Если при написании текста потерян основной смысл, его следует скорректировать в соответствии с ходом
изложения. При этом необходимо корректировать соответствие содержания раздела заголовку. 
К оформлению чистового варианта работы приступают после учета замечаний руководителя, внесения
собственных дополнений и изменений.
 
1.4 Обязанности руководителя, консультанта и нормоконтролёра
 
Для выполнения ВКР студенту, обучающемуся по программе подготовки бакалавров:
•назначается руководитель и, при необходимости, консультанты; 
•закрепление темы ВКР, руководителя и консультантов приказом ректора должно состояться не позднее,
чем за две недели до начала выполнения ВКР студентом. 
Руководство выпускными квалификационными работами бакалавров осуществляется профессорами,
доцентами, а также наиболее опытными преподавателями института. Руководителями могут быть
научные сотрудники и высококвалифицированные специалисты-практики других учреждений,
принимаемые для выполнения этой работы на выпускающую кафедру, как правило, на условиях
почасовой оплаты. 
При этом за каждым руководителем закрепляется не более 10 выпускников.
Руководитель призван оказывать научно-методическую помощь студенту при самостоятельном
решении им научных и практических вопросов в творческой работе, связанной с поиском новых идей. 
Однако за результаты проделанной работы отвечает автор-студент.
Руководитель ВКР осуществляет следующие функции: 
•оказывает студенту, совместно с консультантами, помощь при составлении задания ВКР;
•проводит со студентом систематические консультации;
•рекомендует литературу, справочные материалы, другие источники по теме ВКР;
•контролирует ход выполнения ВКР;
•проверяет выполнение ВКР (по частям и в целом);
•представляет письменный отзыв на законченную ВКР, предварительно ознакомив с ним автора работы;
•готовит студента к защите ВКР.
Проверка на соответствие ВКР предъявляемым требованиям осуществляется нормоконтролёром. 
Нормоконтролёр обязан руководствоваться действующими на момент контроля стандартами, перечень
которых должен иметься на каждой выпускающей кафедре и быть доступным каждому преподавателю
кафедры и выпускнику.
Изменения и исправления, указанные нормоконтролёром и связанные с нарушением действующих
стандартов, обязательны для внесения в ВКР.
Разногласия между нормоконтролёром и выпускником или руководителем работы разрешаются
заведующим выпускающей кафедрой.
При оформлении замечаний и предложений нормоконтролёр в проверяемой работе наносит
карандашом условные пометки к элементам, которые должны быть исправлены или заменены.
Сделанные пометки снимаются нормоконтролёром по устранению сделанных замечаний
Оформление работы должно соответствовать требованиям, изложенным в соответствующих
разделах настоящих методических рекомендаций. 

 2  Организация выполнения выпускной квалификационной работы бакалавра
На первом занятии с научным руководителем студент знакомится с методикой написания ВКР,
правилами ее оформления, образцами цитирования, способами включения ссылок и сносок
на источники.
Для эффективности этого занятия студент предварительно должен получить список рекомендуемых
источников, внимательно изучить полученные материалы, выделить и записать вопросы, требующие
пояснения руководителя, составить проект задания по работе, ориентировочно определить сроки
написания разделов задания.
Процесс написания выпускной работы включает в себя ряд взаимосвязанных этапов:
-выбор темы, согласование ее с руководителем, получение задания;
-формирование структуры работы;
-сбор, анализ и обобщение материала по выбранной теме;
-формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций;
-изложение работы и представление ее научному руководителю, получению отзыва и устранение
указанных в нем замечаний;
-доработка чистового варианта с учетом замечаний руководителя;
-оформление работы, списка использованных источников, приложений и получение допуска к защите.
2.1 Выбор и закрепление за студентами тем выпускных квалификационных работ
Выбор темы предполагающая самостоятельность студента, должна исходить из его уровня понимания
и осознания актуальности темы, оценки ее теоретического и практического значения. Свобода выбора
тем выпускных квалификационных работ бакалавра позволяет реализовать индивидуальные научные
интересы и своеобразие познавательных стилей обучающихся.
Идеи для выбора темы могут возникнуть из докладов и выступлений на научно-практических
конференциях,
семинарах, по результатам проведения практик, написания курсовых работ и т.д.
Тематика выпускных квалификационных работ разрабатывается выпускающими кафедрами,
которая должна быть определена не позднее предпоследнего семестра освоения основной
профессиональной образовательной программы;
Утвержденный список тем ВКР по каждой дисциплине учебного плана располагается на и
нформационном стенде для студентов. 
Студенту предоставляется право выбора темы ВКР вплоть до предложения своей тематики
с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.
Обязательным условием является соответствие темы работы требованию государственных образовательных
стандартов и содержанию учебной дисциплины.
Актуальность темы - степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной
проблемы (задачи, вопроса).
Не допускается выполнение ВКР по одной и той же теме два года подряд. 
2.2 Название темы работы
Название темы:
- должно соответствовать содержанию, ограничивать круг вопросов, которые разрабатывает автор;
раскрывать исследуемую идею;
- должно отражать замысел автора, т.е. полное или частичное изложение проблемы;
- должно быть развёрнутым, чтобы отражать рамки исследования, но при этом не содержать
лишних слов.
2.3 Составление индивидуального задания
По утвержденной теме руководитель ВКР совместно с обучающимся разрабатывает индивидуальное
задание.
Форма задания приведена в приложении Б.
Правильно составленное задание позволяет продуктивно организовать исследовательскую работу по
избранной теме и представить ее в установленные сроки.
Обучающийся приступает к подготовке ВКР после разработки задания работы на весь период с указанием
очередности выполнения отдельных этапов. 
Для составления индивидуального задания бакалаврской работы необходимо четко представлять
ее структуру.
Задание дисциплинирует исполнителя, облегчает контроль и самоконтроль за ходом выполнения работы. 
Составленное задание работы над темой ВКР студент-выпускник представляет, после одобрения
руководителем, на утверждение заведующему выпускающей кафедры.
Задание оформляется в двух экземплярах с указанием срока окончания каждого этапа работы.
Один экземпляр, подписанный руководителем, консультантами и утвержденный заведующим
кафедрой,
передается студенту, 2 экземпляр ВКР остается на кафедре, а в последующем приобщается к работе. 
В день принятия выполненного задания по разделу ВКР научный руководитель обязан выдать новое
задание и поставить свою роспись.
2.4 Структура выпускной квалификационной работы бакалавра
Структура ВКР должна включать:
- титульный лист;
- содержание; 
- введение;
- основную часть;
- заключение;
- список использованных источников;
- приложения.
Титульный лист и задание на выпускную квалификационную работу бакалавра оформляются по принятой
в университете форме, приведенной в приложениях Б и В.
 
2.5 Сбор, анализ и обобщение литературных источников 
Начало выполнения ВКР бакалавра связано с процессом подбора источников, который целесообразно
начинать с изучения тех работ, которые близки к выбранной студентом тематике. 
Сбор литературы по теме исследования (нормативной, научной и учебной) начинается с подготовки
списка
необходимой литературы. 
Источниками для формирования списка литературы могут быть:
список обязательной и рекомендованной литературы по изучению учебной дисциплины;
библиографические списки в учебниках, учебных пособиях и монографиях;
предметные каталоги библиотек; 
Интернет; 
рекомендации преподавателя.
Список использованных источников должен всесторонне охватывать исследуемую тему.
В среднем ВКР бакалавра должна содержать не менее 30 наименований. 
Работа с научной литературой - обязательный компонент исследовательской деятельности выпускников
по теме выпускной квалификационной работы.
Исследование избранной темы следует начинать с изучения специальной литературы. Прежде всего, в библиографическом отделе университета необходимо просмотреть картотеку имеющейся литературы и
составить список источников, которые нужно изучить до того, как приступить к основным разделам.
В список включаются важнейшие монографии отечественных и зарубежных авторов, учебная литература,
нормативные документы, инструкции, статьи в периодических изданиях. 
Значимость работ определяется известностью автора. В настоящее время для оценки работы как
отдельных ученых, так и научных коллективов используется индекс научного цитирования
(SCI: Science Citation Index) или его интернет-версия (WOS: Web of Sciences).
При подборе литературы необходимо сразу составлять библиографическое описание отобранных
изданий в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению списка
использованных источников.
Данный список по теме выпускной квалификационной работы согласовывается с научным
руководителем.
Подбор литературы обучающийся выполняет самостоятельно, консультируясь с научным
руководителем.
Для составления списка использованных источников по теме бакалаврской работы необходимо
использовать имеющиеся в библиотеках:
– систематические каталоги, в которых названия произведений расположены по отраслям знания;
– алфавитные каталоги, в которых карточки на книги расположены в алфавитном порядке фамилий авторов;
– предметные каталоги, содержащие названия произведений по конкретным проблемам и специальностям;
– библиографические справочные издания;
– последние номера журналов за каждый год, где помещаются перечни всех статей, опубликованных
в текущем году.
Для подбора изданий по интересующей теме могут быть использованы списки литературы, содержащиеся
в уже проведенных исследованиях (диссертациях на соискание ученых степеней, отчетах по НИР и т.д.).
В процессе изучения специальной литературы у обучающегося формируются научные знания, он знакомится с проблемами и дискуссионными вопросами, приобретает навыки критического анализа и обобщения
высказываемых авторами различных точек зрения, знакомится с возможными путями их решения.
Структура работы первоначально определяется на стадии планирования, в ходе написания могут
возникнуть новые идеи и соображения, поэтому не рекомендуется окончательно структурировать
работу сразу же после сбора и анализа материалов.

3 Требования к оформлению выпускной квалификационной работы
3.1 Требования к оформлению текста
Выпускная квалификационная работа бакалавра является текстовым документом и оформляется в
соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и
правила оформления», ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание»,
ГОСТ Р7.05-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». 
К расположению материала на каждой странице текста предъявляются следующие требования:
- текст печатается на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через 1,5 интервала, 1800 знаков
на странице, включая пробелы и знаки препинания. Листы ВКР оформляются без рамок;
- цвет шрифта черный;
- шрифт Times New Roman (кегль) 14;
- верхнее поле - 20мм;
- нижнее поле - 20мм;
- расстояние от левого края страницы до границы текста - 30мм;
- расстояние от правой границы текста до края страницы -15мм;
- нумерация страниц - на середине нижнего поля страницы, арабские цифры.
Нумерация страниц сквозная по всему тексту в нарастающем порядке.
На последней странице студент ставит свою подпись как автор работы.
Хотя выпускная квалификационная работа бакалавра является учебной работой, но в ней должны
присутствовать элементы научного исследования, поэтому к ней предъявляются требования по оформлению,
как к научной работе. 
Этап оформления ВКР является не менее важным, чем остальные, так как на этом этапе автор должен не
только свести все материалы по работе в единый документ, но и оформить в соответствии с
требованиями.
3.2 Структурные элементы работы
Заголовки
По ГОСТ 7.32-2001 заголовки структурных элементов работы располагают в середине строки без точки
в конце и печатают прописными заглавными буквами без подчеркивания. Заголовки выделяют полужирным
шрифтом. Каждый структурный элемент следует начинать с новой страницы.
Листы документа нумеруют. Нумерация страниц документа и приложений, входящих в его состав, должна
быть сквозная.
Переносы точкой. Допускается печатание заголовков более крупным шрифтом. 
Заголовки «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», заголовки разделов пишутся прописными буквами
(см. приложение Г), заголовки подразделов и пунктов пишутся первая с прописной буквы,
остальные строчные.
Подразделы входят в структуру раздела и поэтому их не надо начинать с новой страницы.
Пункты, как правило, заголовков не имеют. 
Заголовки разделов и подразделов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки
в конце,не подчеркивая. 
Текст
Текст документа разделяют на разделы и подразделы. Каждый раздел текстового документа
рекомендуется начинать с нового листа (страницы).
Наименование разделов должно быть по возможности кратким, соответствовать содержанию.
Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит
из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится.
(пример 1.1; 2.2 и т.д.) 
Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов. Разделы, подразделы
должны иметь заголовки. 
Допускается наличие в разделе всего одного подраздела, а в подразделе - одного пункта. В этом
случае подраздел и пункт все равно нумеруются. 
Текст ВКР начинается с титульного листа (см. Приложение В). На следующей странице дается
содержание работы с перечислением написанных разделов, подразделов, пунктов, приложений
с указанием страниц.
Содержание должно включать все заголовки, имеющиеся в работе. Формулировка их должна точно
соответствовать содержанию работы, быть краткой, четкой, последовательно и точно отражать
внутреннюю логику ВКР.
Титульный лист
Наименование работы должно быть по возможности кратким, точно соответствовать ее содержанию.
Иногда для большей конкретизации к названию добавляют (4-6 слов) подзаголовок. Формулировка тем
ВКР в большинстве случаев состоит из 11 - 16 слов, включая предлоги, союзы и то, что указывается
в скобках:(на примере..., на материале...) и т.д. Должности, учёные степени и учёные звания научного
руководителя ВКР, консультанта и рецензента разрешается сокращать. Например: 
д.п.н. - доктор педагогических наук; 
к.п.н. - кандидат педагогических наук; 
проф. - профессор; 
доц. - доцент;
ст. преп. - старший преподаватель. 
Содержание выпускной квалификационной работы бакалавра 
- содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов и пунктов, выводов, список использованных источников. 
В содержании номера подразделов приводят после абзацного отступа, равного 3 знакам, относительно
номеров разделов.
Содержание дается в начале работы, так как при чтении это дает возможность сразу видеть структуру
работы. 
Введение является отдельным, самостоятельным блоком текста работы, который ни в содержании, ни в
тексте не обозначается цифрами.
Введение к работе содержит четкое и краткое описание методологического аппарата выпускной
квалификационной работы (т.е. обоснование актуальности темы, характеристику степени разработанности
темы в отечественной и зарубежной литературе, формулировку проблемы, объекта, предмета, цели,
задач исследования, описание использованных при выполнении работы методов исследования, научную
новизну если есть), характеристику используемых автором практических материалов и структуры работы. Методологический аппарат вместе
с выводами - это самые важные части работы. Во введении характеризуется также состояние проблемы
(на основе критического анализа литературы и изучения практики).
Актуальность темы.
При обосновании актуальности темы исследования обучающийся анализирует состояние реальной
практики;
решения государственных и правительственных документов относительно тех вопросов, которые
планируется рассмотреть; научную литературу по данной теме, труды тех исследователей, которые
уже в какой-то мере изучали этот вопрос. Раскрытие актуальности темы ВКР предполагает
обоснованный ответ на вопрос:
почему данную проблему нужно в настоящее время решать. 
Научная проблема отражает противоречие между фиксируемым состоянием процесса, явления и
необходимым состоянием, требуемым уровнем его развития, обусловленного общественными целями,
запросами практики, влиянием субъективных и объективных факторов.
Вслед за проблемой работы определяются ее объект и предмет.
Объект исследования. Для его определения следует ответить на вопрос: что рассматривать?
Предмет исследования - это та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает
целостный объект. При этом выделяются главные, наиболее существенные (с точки зрения обучающегося),
признаки объекта.
Цель исследования - это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге работы над темой.
В обзоре использованных источников обучающийся излагает теоретические основы и краткую историю
поставленной проблемы. При этом важно не только описать и систематизировать то, что уже сделано
учеными по теме исследования. Главное состоит в том, чтобы автор ВКР обосновал собственные научные
подходы, раскрыл основные теоретические позиции тех ученых, на работы которых он опирается.
Не следует увлекаться цитированием; лучше излагать идеи и позиции ученых своими словами,
сделав ссылки на их работы.
Введение - это, как правило, короткий раздел из 3-4 страниц.
Введение к данной работе, как и выводы, рекомендуется писать после полного завершения основной
части.
До того, как будет создана основная часть работы, невозможно написать хорошее введение, так как
автор еще
не вполне овладел материалами по теме.
Основная часть бакалаврской работы - текст, идущий за введением (до заключения), составляет
основную часть.
Основная часть. Выпускная квалификационная работа содержит, как правило, не более четырех глав,
каждая из которых в свою очередь делится на 2–3 параграфа. 
Каждая из глав является составной частью темы, а параграфы – это часть главы. Поэтому название
темы в ыпускной квалификационной работы и любой из глав не должны совпадать. Такое же требование
в отношении глав и параграфов.
Формулировки глав и параграфов должны отвечать определенным требованиям. К ним относятся:
конкретность, отсутствие двусмысленности, немногословность.
Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме выпускной квалификационной
работы
и полностью ее раскрывать.
Особое внимание должно уделяться языку и стилю написания ВКР, свидетельствующее об общем уровне
одготовки будущего квалифицированного специалиста, его профессиональной культуре. Следует
отметить, что редактирование ВКР осуществляется самостоятельно выпускником – автором работы.
Первая глава носит общетеоретический характер. В ней на основе изучения работ отечественных и
зарубежных авторов излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные
подходы к решению,дается их оценка, обосновываются и излагаются собственные позиции выпускника.
Эта глава служит теоретическим обоснованием будущих разработок, так как дает возможность
выбрать определенную методику проведения качественного и количественного анализа состояния
вопроса в конкретных практических условиях Вторая глава носит аналитический характер.  ней
дается характеристика учреждения - организации,по материалам которого выполняется
выпускная квалификационная работа, проводится анализ изучаемой
проблемы с использованием различных методов исследования, включая математические методы,
современные программные средства, позволяющие решать конкретные задачи. 
При этом студент не ограничивается констатацией фактов, а выявляет тенденции развития учреждения -
организации, вскрывает недостатки и причины, их обусловившие, намечает пути их возможного
устранения. 
Проведенный во второй главе анализ исследуемой проблемы с учетом прогрессивного отечественного
и зарубежного опыта является основой для разработки конкретных предложений. От полноты и качества
ее выполнения зависит обоснованность предлагаемых выпускником мероприятий.
Третья глава является практической. В ней студент разрабатывает предложения по совершенствованию функционирования исследуемого учреждения - организации, повышению результативности и качества
работы объекта.
Все предложения и рекомендации должны носить конкретный характер, обеспечивающий их практическое
рименение. Основой для разработки конкретных мероприятий и предложений служит проведенный анализ
исследуемой проблемы во второй главе ВКР, а также имеющийся прогрессивный отечественный и
зарубежный опыт.
В этой главе важно показать, как предлагаемые мероприятия отразятся на общих показателях деятельности организации, определить эффективность их внедрения.
Обязательными для выпускной квалификационной работы являются логическая связь между главами и последовательное развитие основной идеи темы на протяжении всей работы.
Использование в работе в качестве инструментальных средств специализированного программного
обеспечения и математических методов и моделей повышают качество и ценность выпускной
квалификационной работы.
Основная часть работы может содержать несколько разделов, в которых излагаются теоретические
аспекты темы на основе анализа опубликованных источников, рассматриваются дискуссионные вопросы,
формулируется позиция, точка зрения автора (теоретическая часть); описываются проведенные 
обучающимся наблюдения и эксперименты, методика исследования, расчеты, анализ экспериментальных данных
(собранного фактического материала), полученные результаты (практическая часть). Содержание
теоретической и практической частей определяется в зависимости от профиля специальности и
темы работы. Деление работы на разделы и
подразделы осуществляется так, чтобы части работы были пропорциональными по объему и
научному содержанию.
Могут быть и другие варианты построения выпускной квалификационной работы.
В заключении кратко подводятся итоги работы, формулируются основные выводы по результатам
работы над выбранной темой; указывается практическая и теоретическая их значимость, возможности
внедрения результатов работы, дальнейшие перспективы работы над темой. Оно раскрывает связь данной
темы с более широкой проблемной областью с точки зрения перспектив дальнейших исследований проблемы. 
Желательно дать практическую рекомендацию по использованию полученных результатов, а также
определить направления для дальнейших исследований в данной сфере.
В заключении не следует повторять содержание введения, основной части работы, сделанные
выводы по разделам. Заключение обычно занимает 3-4 страницы.
Необходимо иметь в виду, что введение и заключение никогда не делятся на части.
 
3.3 Общие требования к описанию источников в списке литературы
Список использованных источников . 
В конце работы располагается список использованных источников, который позволяет автору документально подтвердить достоверность приводимых материалов и показывает степень изученности
проблемы.
Список использованных источников составляется в соответствии ГОСТ Р7.0.5 – 2008
«Библиографическая ссылка.
 Общие требования и правила составления».
При оформления списка литературы должны использоваться общепринятые сокращения:
«вып.» - выпуск; «изд.» - издание; «сб.» - сборник; «изд-во» - издательство; «ред.» - редактор;
«сост.» - составитель; «ст.» - статья; «с.» страница; «т.» - том; «ч.» - часть; «дис.» - диссертация;
«канд. пед. наук» - кандидат педагогических наук; «д-р пед. наук» - доктор педагогических
наук и др. Также нужно следовать схеме библиографического описания источников:
- порядковый номер арабская цифра; точка;
- фамилия автора, стоящего первым в списке; запятая; его инициалы с точками; (фамилии нескольких
авто¬ров перечисляются в том порядке, в котором они напечатаны на титульном листе за названием
источника после /;для книг, которые на титульном листе не имеют фамилии автора, библиографическое
описание начинается с названия книги);
- название (в полном соответствии титульному листу, без кавычек); /; инициалы с точками и фамилия
автора;
точка; либо после названия двоеточие; вид (пособие, диссертация и т.п.); /; инициалы с точками и
фамилия
автора или всех авторов через запятую; точка, либо после авторов точка с запятой и указание где
выполнена
работа; точка;
- тире, место издания; запятая, либо после места издания двоеточие, если далее указывается
название
издательства; сокращение названия городов принято только для Москвы  - М.  и Санкт-Петербурга  -
СПб.; при отсутствии места издания пишется Б.м., что означает без места;
- название издательства; запятая; (сокращения допускаются для не¬которых издательств,
например: «ФиС» - «Физкультура и спорт»; изда¬тельства, не имеющие сокращенного названия,
указываются полностью без
кавычек, например: Высшая школа, Наука и пр., при отсутствии издательства пишется: Б.и., что
означает без издательства);
- год издания; точка, тире, количество страниц. (Например:  215 с. При цитировании автор может
делать
ссылку на конкретные страни¬цы работы, тогда будет указано С. 205-270.).
- при необходимости указания порядкового номера издания, это делается перед местом издания, например:
- 2-е изд. – М.; если нужно указать номер выпуска или номер главы, то это пишется перед страницами после
года издания, например: 1998. – Гл. 3. – С. 56-65. (1973. – Вып. 1. – С. 87-94.).
В список включаются лишь те источники и литература, которые непосредственно использованы
автором
при работе над темой бакалаврской работы: цитируются, на них ссылаются, если они послужили
отправной точкой при формировании концепции автора работы. 
В ВКР бакалавра рекомендуется использование иностранных источников.
Приводимый список свидетельствует об объеме использованных автором литературных источников,
уровне изученности состояния исследуемой проблемы, навыков работы с научной литературой.
Источники в списке литературы располагать в алфавитном порядке (относительно заголовка
соответствующей источнику библиографической записи.
Нумерация списка должна быть единой от начала вне зависимости от деления на группы.
3.4 Библиографические ссылки
Особенности оформления ссылок в ВКР
После ссылки на исследования того или иного автора или после изложения чужих мыслей
необходимо в скобках
указать фамилию автора, затем его инициалы, и далее, через запятую, год издания упомянутого
источника. Например: … (Терехина Р.Н., 2007).
Если необходимо указать несколько авторов, то они перечисляются в хронологическом порядке и
разделяются точкой с запятой. Например: … (Туманян Г.С., 1985; Тараканов Б.И., 2000).
В тех случаях, когда ссылка требует упоминания сведений об авторе в тексте изложения,
необходимо указывать сначала инициалы автора, затем его фамилию, год публикации
работы дается сразу же после фамилии в скобках. Например: Г.С.Туманян (1984) рекомендует ......
В ссылках после обозначения года выхода работы буква «г» не ставится.
3.5 Порядок оформления нумераций
Нумерация страниц
Все страницы ВКР, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до
последней страницы без пропусков, повторений, литературных добавлений.
Листы ВКР нумеруют арабскими цифрами и проставляют в середине нижнего поля страницы.
Нумерация разделов и подразделов.
Разделы должны иметь порядковую нумерацию и обозначаться, арабскими цифрами без точки и
записаны с абзацного отступа. 
Подразделы нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит
из номера раздела и подраздела, разделённых точкой. Пункты нумеруют арабскими цифрами в пределах
каждого подраздела. Номер пункта состоит из номеров раздела, подраздела и пункта, разделённых точкой.
В конце номера подраздела точка не ставится. Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или
нескольких пунктов.
3.6 Порядок оформления перечислений
Оформление перечислений
В работе могут быть приведены перечисления, которые выделяются абзацным отступом. Перед
каждой позицией перечисления ставится дефис или строчная буква со скобкой, приводимая в алфавитном
порядке.
Для дальнейшей детализации перечисления используют арабские цифры, после которых ставят
кобку,приводя их со смещением вправо на два знака относительно перечислений, обозначенных буквами.
Каждый пункт, подпункт и перечисления записываются с абзацного отступа.
3.7 Оформление приложений
Приложение – заключительная часть работы, которая имеет дополнительное, обычно справочное
значение,но является необходимой для более полного освещения темы. По содержанию приложения могут
быть очень разнообразны: копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, отдельные
положения из инструкций и правил и т.д. По форме они могут представлять собой текст, таблицы,
графики, карты,фотографии. Приложения размещаются после списка использованных источников.
Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова
«Приложение». Обозначение приложений выполняют арабскими цифрами.
Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста,
с прописной буквы и отдельной строкой.
Приложения должны иметь общую с основным текстом работы сквозную нумерацию страниц.
Располагать приложения следует в порядке появления в тексте ссылок на них.
Если в одно приложение входит несколько логически связанных структурных элементов, например,
ряд таблиц
или рисунков, то в пределах данного (т.е. одного) приложения они должны быть пронумерованы
(например,
«Таблица 1», «Таблица 2» или «Рис. 1», «Рис. 2»). При этом каждая таблица должна иметь свой
заголовок,а рисунок – свое наименование. Общий заголовок приложения в данном случае может отсутствовать.
При оформлении материалов приложений допускается использовать шрифты разной гарнитуры и
размера. 
3.8 Оформление таблиц
Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц, что обеспечивает лучшую наглядность
и удобство сравнения показателей. Таблицу в зависимости от ее размера обычно помещают под текстом,
в котором впервые дана на нее ссылка. Если объем таблицы превышает количество оставшегося места
в конце страницы,то ее размещают на следующей странице, а свободное место заполняется текстом, 
следующим за таблицей.
Каждая таблица должна иметь заголовок, точно и кратко отражающий ее содержание. Заголовок
таблицы следует помещать над таблицей по центру и печатать строчными буквами (кроме первой
прописной). Переносы слов в
заголовках таблиц не допускаются. В конце заголовка таблицы точка не ставится.
Если таблица заимствована из книги или статьи другого автора, на нее должна быть оформлена
ссылка (пример на стр.15).
В правом верхнем углу над заголовком таблицы помещают надпись «Таблица» (с заглавной буквы)
с указанием номера таблицы. Расстояние между словом «Таблица» и предшествующим абзацем должно составлять
два полуторных междустрочных интервала, расстояние между словом «Таблица» и заголовком, а также между заголовком и самой таблицей должно составлять один полуторный интервал.
Таблицы должны иметь сквозную нумерацию по всему тексту. После номера таблицы точку не ставят.
Знак «№» перед номером таблицы не используется.
В таблицах допускается применять меньший размер шрифта, чем в основном тексте, и одинарный
междустрочный интервал. 
Не допускается выделение курсивом или полужирным шрифтом заголовков граф и строк таблиц, а также
самих табличных данных. Заголовки граф и строк таблицы должны начинаться с прописной буквы, а
подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком.
Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, начинаются с прописной буквы.
В конце заголовков и подзаголовков граф и строк точки не ставят.
При переносе нельзя отделять заголовок таблицы от самой таблицы, оставлять на странице только «шапку»
таблицы без записи хотя бы одной строки табличных данных. Итоговая строка также не должна быть
отделена от таблицы.
Печать основного текста после завершения таблицы начинается через два полуторных междустрочных
интервала.
3.9 Оформление иллюстраций
В качестве иллюстраций в работах могут быть представлены чертежи, схемы, диаграммы, рисунки и т.п.
Все иллюстрации обозначают в тексте словом «рисунок».
Иллюстрации могут быть выполнены как в черно-белом, так и в цветном варианте.
Рисунки в зависимости от их размера располагают в тексте непосредственно после того абзаца, в котором
данный рисунок был впервые упомянут, или на следующей странице, а при необходимости – в приложении.
Рисунок должен располагаться в центре.
Все рисунки должны иметь наименование, которое помещают под иллюстрацией. Перед наименованием
вводят слово «Рис.» (с заглавной буквы), затем пробел, после чего указывают номер рисунка.
Слово «Рис.» начинают печатать с абзацного отступа.
Рисунки должны иметь сквозную нумерацию по всему тексту. После номера рисунка также должна ставиться
точка, затем пробел и наименование рисунка, которое печатают строчными буквами (кроме первой
прописной).
Точку в конце наименования рисунка не ставят.
Следует отметить, что нумерация рисунков проводится отдельно от нумерации таблиц.
Если иллюстрация заимствована из книги или статьи, на нее должна быть оформлена ссылка
в конце наименования рисунка.
 
4. Подготовка к защите и защита выпускных квалификационных работ бакалавров
4.1 Подготовка выпускника к защите
Подготовка к защите предполагает следующие этапы:
ознакомление с замечаниями руководителя, сделанные, в письменном отзыве;
 подготовка ответов на сделанные замечания.
продумывание содержания выступления в ГАК по результатам проведенной работы над данной темой.
составление текста (или плана-конспекта) выступления.
отбор и подготовка важнейших графиков, таблиц, необходимых для иллюстрации и
комментариев сообщения во время защиты.
При составлении плана-конспекта выступления рекомендуется изложить мотивы выбора
темы выпускной квалификационной работы; охарактеризовать поставленные цели и задачи,
предмет и методы исследования, выдвинутую гипотезу; обосновать полученные результаты
и выводы; указать их теоретическую и практическую значимость.
4.2 Отзыв руководителя
В отзыве руководителя (см. приложение Д) должны содержаться характеристика проделанной
работы по всем разделам, отмечены ее положительные стороны и недостатки. 
Основные критерии, раскрываемые в содержании отзыва:
•соответствие содержания выпускной квалификационной работы теме (заданию) на данную работу;
•полнота раскрытия темы;
•личный вклад автора в разработку темы. Степень его самостоятельности;
•инициативность, умение проводить исследование, анализировать и обобщать научные данные
и материалы практики и делать правильные выводы;
•положения, особо выделяющие работу, недостатки работы;
•рекомендации, предложения;
•возможность практического использования работы или ее отдельных положений (разделов)
в юридической практике;
•выводы (определяется уровень теоретической и практической подготовленности выпускника, дается оценка
выпускной квалификационной работы, излагается мнение о возможности допуска её к защите).
Научный руководитель нвои предложения Государственной экзаменационной комиссии для учета
в процессе защиты дипломной работы, в том числе о рекомендации выпускника для
поступления в магистратуру.
 
4.3 Порядок представления выпускных квалификационных работ к защите
Выпускная квалификационная работа в завершенном и соответствующим образом оформленном
виде,подписанная студентом и консультантами, представляется на просмотр руководителю в сроки,
установленные кафедрой.
Руководитель допуске к защите.
После проверки ВКР руководитель подписывает ее и вместе со своим письменным отзывом
представляет заведующему выпускающей кафедры.
Заведующий кафедрой, ознакомившись с ВКР, отзывом руководителя, решает, с учетом итогов
предварительной
защиты, вопрос о допуске студента к защите на заседании кафедры и ставит свою подпись на
титульномлисте ВКР. Если руководитель или заведующий кафедрой не считает возможным допустить студента
к защите,то этот вопрос обсуждается на заседании кафедры с участием руководителя и студента (по его желанию),
где формулируется мотивированное решение о причине отказа в допуске к защите. При этом кафедра
решает, может ли студент доработать ВКР и выйти на защиту в период работы ГАК или должен быть представлен к отчислению. 
Необходимость и сроки проведения предварительной защиты ВКР определяет выпускающая кафедра,
несущая ответственность за организацию контроля своевременного выполнения ВКР.
Решение о допуске работы к защите принимается на заседании кафедры, на которой выполнена работа,
с участием научного руководителя работы.
Работа, признанная кафедрой как не отвечающая предъявляемым требованиям, возвращается выпускник
у для доработки. Обучающемуся указываются конкретные недостатки и даются рекомендации по их
устранению.
Сроки доработки определяются кафедрой, но они не должны превышать 7-ми календарных дней.
Выпускная квалификационная работа бакалавра, не соответствующая предъявляемым требованиям,
к защите не допускается.
Список допущенных к защите работ выпускников, подписанный заведующим кафедрой вывешивается
на информационном стенде кафедры.
Выпускная квалификационная работа, подписанная автором, руководителем, нормоконтролёром,
консультантами (при наличии) и рецензентом, с отметкой о допуске к защите и подписью заведующего
выпускающей кафедрой передается в сброшюрованном виде секретарю ГАК  не позднее, чем за 7 дней
до начала работы комиссии.
В содержании доклада следует отразить:
•тему выпускной квалификационной работы;
•актуальность выбранной темы;
•цель выпускной квалификационной работы;
•задачи, решаемые для достижения этой цели;
•суть проведенного исследования;
•выявленные в процессе анализа проблемы;
•предложения по устранению недостатков, обращая особое внимание на личный вклад автора;
•дальнейшие возможные направления исследований.
Доклад должен отразить приобретенные выпускником навыки самостоятельной исследовательской
работы,
необходимые современному квалифицированному специалисту.
 
5. Защита выпускной квалификационной работы бакалавра
5.1 Порядок защиты выпускных квалификационных работ
Расписание работы ГАК составляется выпускающей кафедрой в соответствии с графиком учебного
процесса по согласованию с председателем ГАК, утверждается ректором (проректором по учебной
работе) и доводится до всех членов комиссии и выпускников не позднее, чем за 30 дней до первого государственного
аттестационного испытания. 
При составлении расписания необходимо учитывать контингент выпускников и выделять на работу
ГАК такое количество дней, чтобы в день ВКР защищали не более 12 выпускников. 
Защита выпускной квалификационной работы проводится на открытом заседании государственной
экзаменационной комиссии, определяемой приказом ректора, с участием не менее 2/3 ее состава,
при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. На заседании ГАК могут
присутствовать руководители ВКР, студенты,а также все желающие. 
К защите ВКР допускаются студенты, успешно завершившие в полном объеме освоение основной
образовательной программы по направлению подготовки (специальности) высшего профессионального
образования и успешно
прошедшие все другие виды итоговых аттестационных испытаний.
Для защиты выпускной квалификационной работы по желанию студента можно подготовить
демонстрационный материал, основанный на иллюстративном материале ВКР.
Перечень иллюстраций, представляемых на защиту, определяется студентом совместно с руководителем
ВКР.
Всего должно быть представлено от трех до десяти логических единиц иллюстративного материала. 
Иллюстративный материал может быть оформлен на слайдах и в виде отдельных буклетов в качестве
раздаточного материала для каждого члена Государственной аттестационной комиссии. В случае
представления иллюстративного материала на слайдах, при защите проекта используются технические
средства типа слайд - проектора. 
На защите ВКР допустимо также использовать мультимедиа проекционное оборудование с заранее
заготовленным на персональном компьютере презентационным материалом в соответствующих программах.
Весь материал, вдолжен быть идентичен иллюстрациям, представленным в выпускной
квалификационной работе.
Защита происходит следующим образом:
•председатель ГАК после открытия заседания объявляет о защите ВКР;
•секретарь ГАК объявляет фамилию студента, зачитывает тему ВКР, фамилию руководителя и
предоставляет слово студенту;
•студент делает сообщение продолжительностью до 10 минут, в котором в сжатой форме
обосновывает актуальность темы исследования, излагает основное содержание, результаты исследования и выводы,
обосновывает практическую значимость исследования;
•студент отвечает на вопросы членов ГАК и, с разрешения председателя ГАК, присутствующих на
защите других лиц;
• отзыв руководителя зачитывает секретарь ГАК);
•присутствующим на защите предоставляется возможность выступить;
• студенту предоставляется возможность ответить на замечания рецензента и замечания, высказанные
в выступлениях присутствующих на защите, согласиться с замечаниями или обоснованно опровергнуть их.
5.2 Результаты защиты выпускной квалификационной работы бакалавра
Результаты защиты обсуждаются на закрытом заседании ГАК и оцениваются простым большинством
голосов
членов комиссии, участвующих в заседании. При выставлении оценки за выполнение и защиту выпускной квалификационной работы комиссия должна учитывать оценки, выставленные руководителем ВКР и
рецензентом.
При равном числе голосов председатель ГАК (или в случае отсутствия председателя – его заместитель)
обладает правом решающего голоса.
Оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно) объявляется студенту в тот же день,
после оформления секретарем ГАК протокола заседания комиссии. В протокол заседания ГАК вносятся
мнения членов комиссии о представленной работе, уровне сформированности компетенций, знаниях и
умениях, выявленных в процессе защиты ВКР, а также перечень заданных вопросов и
характеристика ответов на них, также ведется запись особых мнений. В протоколе заседания
государственной аттестационной комиссии, на котором осуществлялась защита выпускных
квалификационных работ, указывается квалификация, присвоенная обучающемуся.
Методическая комиссия факультета разрабатывает оценочные средства для государственной итоговой
аттестации (защиты ВКР), включающие перечень компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся
в результате освоения образовательной программы, описание показателей и критериев оценивания
компетенций, шкал оценивания, а также методические материалы, определяющие процедуры
оценивания результатов освоения ОПОП.
Студент, получивший неудовлетворительную оценку за ВКР либо не допущенный к защите ВКР,
отчисляется из университета. В этом случае, после восстановления в университете, выпускнику
предоставляется право повторной защиты ВКР, которая может быть назначена не ранее чем
через 3 месяца, но не позднее 5 лет после первой защиты.При этом выпускающая кафедра
определяет, может ли студент представить к повторной защите доработанную ВКР
или должен написать ВКР по новой теме, установленной кафедрой.
После повторной неудовлетворительной защиты ВКР либо в случае повторного не допуска к защите студент
вновь отчисляется из университета.
Повторные итоговые аттестационные испытания не могут назначаться вузом более двух раз.
Студенту, не защитившему ВКР в установленный срок по уважительной причине, подтвержденной
документально до окончания работы ГАК, по его личному заявлению должна быть предоставлена
возможность пройти государственное аттестационное испытание без отчисления из университета.
Дополнительное заседание ГАК организуется в установленные университетом сроки, но не позднее
четырех месяцев после подачи заявления студентом, не проходившим защиту по уважительной причине.
5.3 Оценка выпускной квалификационной работы бакалавра
При оценке ВКР учитываются следующие критерии.
1. Самостоятельность написания ВКР под руководством научного руководителя. Материал, представленный
в ВКР, подкреплен фактическим данными, сопоставлениями, таблицами, графиками, документами.
2. Изложение материала последовательное, логичное, соответствует требованиям научного стиля.
3. Обоснован инструментарий, выбранный для проведения исследования, определен алгоритм его применения 
4. Сделанные выводы обоснованы.
5. В ВКР представлена проработанная система рекомендаций по совершенствованию деятельности организации в анализируемом аспекте деятельности, а также предполагаемый результат от внедрения разработанных
рекомендаций.
6. В приложении к ВКР содержится весь фактический материал, представленный в виде схем, таблиц,
диаграмм, а также результаты анализа статистической отчетности, нормативных документов и иные
формы анализа исследуемого материала.
7. Список использованных источников включает в себя авторитетные научные источники в том числе и
иностранные,в которых представлены актуальные результаты исследований, соответствующих теме ВКР,
также использованы научные периодические издания, монографии, материалы диссертаций
российских и зарубежных ученых.
5.4 Критерии оценки выпускной квалификационной  работы
 
«Отлично»  - глубокое и полное освещение темы;
 установление логики связей между правовыми
явлениями, изучаемыми в различных дисциплинах;
умелое обобщение и систематизация правовой
информации;
дана оценка соответствия теоретических положений изменяющимся по содержанию нормативно-
правовым актам;
лаконично и корректно сделаны выводы по данному разделу, умение анализировать различные точки
зрения по исследуемой проблеме, вести научную дискуссию и аргументировать собственные суждени
явладеет алгоритмом выполнения конкретных юридических действий при анализе НПА;
умеет обосновать теоретические положения ссылками на соответствующие нормы права;
обладает высоким уровнем анализа и толкования правовых норм при работе с НПА;
применяет правовые нормы в нестандартных условиях для решения практических задач;
сделаны предложения по совершенствованию
законодательствасмоделирована система использования опубликованного и неопубликованного
практического материала;
отмечается высокая степень анализа и систематизации местного практического материала;
описаны результаты полученных практических материалов;- уверенное изложение основного
содержания ВКР;
- свободное оперирование правовыми понятиями, категориями;
- свободное владение правовой информацией по теме исследования;
- уверенно отвечает на вопросы, возможны несущественные ошибки, самостоятельно исправляемые
обучаемым;
«Хорошо»освещение отдельных теоретических положений недостаточно 
полно;
междисциплинарные связи использованы недостаточно;
постановка проблемы в развитии законодательства в контексте темы исследования без конкретных
предложений по устранению пробелов;
определение правовых понятий без сопоставления их назначению;
в формулировке выводов и обобщений допущены отдельные несущественные ошибкиумеет самостоятельно анализировать НПА;
выявлены пробелы в законодательстве и по отдельным из них определены способы их решения описаны
примеры из практики в контексте изучаемой темы; 
дан анализ опубликованных в различных изданиях судебных дел и (или) других практических материалов; 
- приведены отдельные примеры полученных практических материалов достаточно уверенное и полное
изложение теоретического материала;
умение отстаивать свою позицию при ответах на вопросы;
при ответах на вопросы допускаются отдельные ошибки, самостоятельно исправляемые обучаемым
«Удовлетворительно»  -  изложение теоретических положений темы неполное; 
определения правовых понятий даны недостаточно корректно; 
отмечаются отдельные ошибки при освещении темы;
в формулировке выводов допущены неточности; 
недостаточно полное изучение литературы по исследуемой проблемесамостоятельность при применении
правовых норм невысокая;
описание этапов работы с НПА, с юридическими конструкциями недостаточно последовательное;
дан неполный анализ действующего законодательства по теме исследованияприведены примеры
отдельных только опубликованных судебных дел и других практических материалов- затрудняется
при выделении существенных признаков изученного правового явления;
- при ответе на вопросы возможны отдельные существенные ошибки, исправляемые с помощью
преподавателя.
«Неудовлетворительно»логика освещения темы недостаточно последовательна;
отдельные вопросы темы раскрыты не полно;
допущены ошибки в основных понятиях и правовых категорий по теме ВКР;
в целом, несоответствие знаний, умений минимальным требованиям ГОС ВПО-применить имеющиеся
минимальные правовые знания практически не может;
-выполнить задания с НПА воспроизводящего характера не способен;
-низкий уровень самоконтроля при работе с НПАне использованы или даны в работе без анализа
только вкачестве иллюстративных примеров опубликованные практические материалыпри ответе на вопросы
не умеет выделять главные и второстепенные признаки в правовом явлении;
допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью преподавателя,
частично может сформулировать определения
 
6. Порядок апелляции результатов защиты выпускной квалификационной работы
Выпускники могут подать письменное заявление в апелляционную комиссию об апелляции только по
процедурным вопросам не позднее следующего рабочего дня после защиты ВКР. 
Апелляции по поводу несогласия выпускника с оценкой, полученной на защите, не принимаются.
Состав апелляционной комиссии университета утверждается приказом ректора одновременно с утверждением
состава ГАК. Апелляционная комиссия формируется в количестве не менее пяти человек из числа
преподавателей и научных работников вуза, не входящих в состав ГАК. Председателем апелляционной
комиссии является ректор. В случае отсутствия ректора, председателем становится лицо, исполняющее
обязанности ректора на основании соответствующего приказа. 
Апелляционная комиссия создается по каждому направлению подготовки (специальности).
Апелляция рассматривается не позднее двух рабочих дней со дня ее подачи на заседании
апелляционной комиссии,на которое приглашается председатель ГАК и выпускник,
подавший апелляцию. Секретарь ГАК направляет в апелляционную комиссию протокол
ведения защиты ВКР, выпускную квалификационную работу, отзыв руководителя, рецензию
и заключение председателя ГАК о соблюдении процедурных вопросов при защите
подавшего апелляцию выпускника.
Решение апелляционной комиссии утверждается большинством голосов, при равном числе голосов
председатель комиссии обладает правом решающего голоса.
Оформленное протоколом решение апелляционной комиссии, подписанное ее председателем, доводится
до сведения выпускника, подавшего заявление, в течение трех дней со дня заседания апелляционной
комиссии.
В случае принятия апелляционной комиссией решения о нарушении процедуры защиты ВКР, назначается
повторное проведение защиты ВКР в присутствии одного из членов апелляционной комиссии, которое
должно быть проведено не позднее завершения периода нормативного срока обучения выпускника,
подавшего апелляцию.
Апелляция на повторную защиту ВКР не принимается.
Если процедура защиты ВКР не была нарушена, повторное аттестационное испытание не назначается.
После защиты выпускная квалификационная работа с отзывом должна храниться на кафедре в течение
пяти лет.
 
Пример оформления списка использованных источников
Список использованных источников
1.ГОСТ Р 7.0.5—2008 БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ССЫЛКА Общие требования и правила составления.
[Электронный ресурс] URL: http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=173511
2.ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. М.: Изд-во стандартов,
2004. 165 с.
3.ГОСТ 7.82-2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие
требования и правила составления. Введ. 2002 07-01. М: Изд-во стандартов. 2001. 23 с.
4.ГОСТ 7.32-2001. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. Взамен
ГОСТ 7.32-91; введ. 2002-07-01. М.: Изд-во стандартов. 2001. 16с.
5.Индекс цитирования научных статей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/.
6.Сборник положений, методических рекомендаций и требований по разработке и защите выпускных
квалификационных работ [Эллектронный ресурс]. М., 2010. С. 21–30. Режим доступа: http://management.hse.ru/announcements/24728728.html.
7.Ситник С. М. Индекс научного цитирования как характеристика научного труда ученого, или что такое SCI [Электронный ресурс]. С. 66. Режим доступа: www.ac.by/publications/nauka/nin04_9.html.
8.Франциферов Ю. В. и др. От реферата к курсовой, от диплома к диссертации. Практическое руководство по подготовке, изложению и защите научных работ / Ю. В. Франциферов, Е. П. Павлова. М.: Приор-издат. 2003. 128 с.
 
Приложение А                                                                                                   Ректору ПГУ А.Д. Гулякову
                                                                                                                           студента 4 курса
                                                                                                                           института физической культуры и спорта
                                                                                                          специальность 050720.65 "Физическая культура
                                                                                                          _______________________________________________
                                                                                                          _______________________________________________
                                                                                                                                           (ФИО полностью)
 
 
 
                                                                              заявление
 
 
Прошу утвердить тему выпускной квалификационной работы _________________________________________________________________________________________________________
(наименование темы)
и назначить руководителя_________________________________________________________________________________
                                                   (должность, ученая степень, ученое звание, инициалы, фамилия)
 
 
 
Дата, подпись
 
 
 
 
Заведующий кафедрой                  _______________/____________ /
                                         
           
 Руководитель    _________________________/ ________________/
 
 
Приложение Б
(Образец выполнения)
                            ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
                                     Институт физической культуры и спорта
                                направление «Педагогическое образование»
                          профиль подготовки «Физкультурное образование»
 
                                                                                                                               УТВЕРЖДАЮ
                                                                                                            Зав.кафедрой __________
                                                                                                                                   название
                                                                                                                     ___________/__________/
                                                                                                                        (инициалы и фамилия. подпись)
                                                                                                                             __ _________201 г.
 
 
 
                                                                               ЗАДАНИЕ
                              на выпускную квалификационную работу студента (ки) (слушателя) 
________________________________________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
 
1. Тема работы___________________________________________________________
2. Руководитель__________________________________________________________
3. Дата выдачи задания____________________________________________________
4. Срок сдачи студентом законченной работы_________________________________
5. Перечень подлежащих разработке вопросов________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
 
Приложение В
Образец оформления титульного листа
                                       Министерство образования и науки РФ
                    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
                                        высшего профессионального образования
                                            «Пензенский государственный университет»
 
Институт физической культуры и спорта                                                                                     Кафедра
                                                                                                                                    "Циклические виды спорта"
Направление подготовки                                                                         050100.62 Педагогическое образование
                                                                             
Профиль  подготовки                                                                                                 Физкультурное образование 
                            
     ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА
      на тему 
 
 
 
Студент _________________________________________________________Иван Иванович Сидоров                  
                                                                     
Руководитель ____________________________________________________ П.П. Петров
 
Нормоконтролер:_________________________________________________ А.Н. Иванов
                             
 
Работа допущена к защите в ГЭК
Протокол заседания кафедры от  "______" ____________2015 г № ______
Заведующий кафедрой  ЦВС _______________________________________А.Н. Иванов
Работа защищена с оценкой ______
Протокол  ГЭК от "___ "___________________2015 г. №___
 
Секретарь ГЭК   _____________________________________ Е.Ф. Кочеткова
                                                                                               
 
Пенза - 2015
 
Приложение Г
 
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ
1.1.Название параграфа
1.2.Название параграфа
1.3.………
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ (наряду с целью, задачами и методами подробно раскрываются конкретные методики исследования и организация исследования)
2.1. Цель и задачи исследования
2.2. Методы исследования
2.3. Организация исследования
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Название параграфа
3.2. Название параграфа
 ВЫВОДЫ
 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (для курсовой работы не обязательны)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
 
Приложение Д
Образец оформления Отзыва научного руководител
                                                  ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ
                            на выпускную квалификационную работу бакалавра
                                студента (ки) (слушателя) группы №_________
 
____________________________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество) 
Тема_________________________________________________________________
1.Актуальность темы_________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Научная новизна___________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Оценка полноты и качества выполнения задания на выпускной квалификационной работы ____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Положительные стороны выпускной квалификационной работы (логика изложения, обоснованность теоретических положений, степень соответствия требованиям, предъявляемым к ВКР)________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5.Замечания и недостатки по выпускной квалификационной работе_______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Рекомендации по использованию выпускной квалификационной работы_______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Самостоятельность и творческий подход при подготовке выпускной квалификационной работы ____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Выпускная квалификационная работа бакалавра ___________________
     (ф.и.о. студента)
соответствует установленным требованиям и может быть / не может быть допущена к защите.
_____________________________________________________________________________________________
9. Дополнительная информация для ГАК:________________________________________________________
Руководитель:_________________________________________________________________________________
                                                         (должность, ученая степень, ученое звание, инициалы, фамилия)
                ____________________
                        (подпись)
 
Приложение    
                                                          РЕЦЕНЗИЯ
                                на выпускную квалификационную работу бакалавра
                                    студента (ки) (слушателя) группы №_________
                                    института физической культуры и спорта
                                     Пензенского государственного университета
_____________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
выполненную на тему:_______________________________________________________________
 
1. Актуальность, новизна:____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
 
2. Соответствие содержания работы названию темы:____________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
 
3. Оценка содержания работы и обоснованность выводов и рекомендаций:_________________
____________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
4. Качество оформления выпускной квалификационной работы бакалавра________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Рекомендации по использованию выпускной квалификационной работы бакалавра:__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
 
6. Рекомендуемая оценка выпускной квалификационной работы бакалавра:______________
 
Рецензент_______________________________________________________________
                                 (должность, ученая степень, ученое звание)
___________________/                                   /
                                                                                                                                    
 
М.П.
 
 

 

Дата создания: 20.05.2013 00:15
Дата обновления: 19.03.2015 14:19